09:13, 26 ноября 2025
Аэрофобия — боязнь летать на самолётах — затрагивает 20-40% людей. Страх полётов парадоксален: самолёт статистически безопаснее автомобиля, но многие испытывают панику перед вылетом. В этой статье разберём научные причины аэрофобии и практические способы её преодолеть.
Аэрофобия — один из самых распространённых страхов в современном мире. 20-40% людей боятся летать, хотя статистика явно говорит: самолёт — самый безопасный вид транспорта. Вероятность погибнуть в авиакатастрофе ничтожно мала по сравнению с автомобильными авариями. Почему же так много людей испытывают напряжение, а иногда и настоящую панику перед полётом?
Чтобы понять аэрофобию, нам нужно разобраться в том, как наш мозг воспринимает опасность и формирует страхи. Причины аэрофобии лежат глубже в том, как наш мозг воспринимает опасность и формирует страхи.
Наш мозг формировался миллионы лет эволюции в условиях, где полёт был абсолютно невозможен для человека. Мы ходили по земле, плавали, но никогда не летали. Поэтому интуитивно мы «не верим» в полёт на глубинном уровне. Это одна из эволюционных причин аэрофобии.
Даже понимая физику полёта и законы аэродинамики — наш древний мозг всё равно протестует. Он видит, как многотонная металлическая бандура поднимается в воздух на высоте в 10 километров и думает: «этого не может быть! Мы сейчас упадём!».
В нашем эволюционном опыте высота вызывает инстинктивный страх — это защитный механизм, который помогал нашим предкам выживать. И этот механизм не выключается, когда мы садимся в самолёт. Его бесполезно «уговаривать» доказательствами и формулами. Аэрофобия коренится в этом древнем инстинкте.
Более того, полёт лишает нас всех привычных ориентиров. На земле мы чувствуем твёрдую опору под ногами. В машине видим дорогу. В самолёте же мы висим в пустоте, не ощущая никакой поддержки. Это вызывает глубинный дискомфорт на уровне инстинктов и усиливает проявления аэрофобии.
Каждый день в мире совершается около 100 000 авиаперелётов. Все они проходят абсолютно штатно — взлёт, посадка. Это достигается феноменальной слаженностью работы всего комплекса специалистов: от разработчиков автопилота до пилотов. Но об этих рейсах никто не пишет в новостях, не снимает фильмы-катастрофы.
Но если вдруг где-нибудь происходит авиакатастрофа — она моментально становится главной новостью во всех СМИ. О ней говорят неделями, снимают документальные расследования, пишут статьи. Катастрофы запоминаются, они яркие, эмоциональные, драматичные.
Результат — в нашей памяти накапливается огромное количество образов авиакатастроф — и практически ноль образов благополучных полётов. Это создаёт выборочный, искажённый опыт. Наш мозг считает, что катастрофы случаются постоянно, хотя это не так. Так формируется и подпитывается аэрофобия.
Психологи называют это «эффектом доступности»: информация, которая легко всплывает в памяти (яркая, эмоциональная), кажется нам более вероятной, чем сухая статистика. Один яркий образ катастрофы перевешивает миллионы цифр о безопасных полётах. Этот эффект — одна из ключевых причин развития аэрофобии.
Ещё одна причина развития аэрофобии — негативный опыт реального полёта или какая-то действительная опасность во время него. Даже один травматичный полёт может запустить развитие стойкой аэрофобии.
Чтобы сформировалась настоящая аэрофобия — не просто лёгкое волнение, а реальный мощный страх самолётов, нужен личный негативный опыт. При этом он может и не быть связан с реальной опасностью в самолёте.
Пример: человек летит в самолёте, у него в это время обостряется какое-то заболевание или начинается паническая атака по другой причине. Ему становится очень плохо — тошнота, головокружение, сердцебиение, страх смерти. Мозг запоминает: «Я испытал ужас в самолёте». И в следующий раз, когда человек планирует полёт, этот страх автоматически всплывает в его разуме. Так аэрофобия закрепляется на уровне условного рефлекса.
Страх «слипается» с контекстом, хотя реальная причина паники совсем в другом (болезнь, стресс, переутомление), ум связывает её с полётом. Это классический механизм формирования аэрофобии.
Второй путь — длительное погружение в негативную информацию. Если человек месяцами смотрит видео крушений, изучает статистику авиакатастроф — его мозг постепенно формирует устойчивую связь: самолёт = опасность, даже без личного негативного опыта. Аэрофобия может развиться и таким образом.
Полёт редко бывает изолированным событием. Обычно мы летим куда-то — в отпуск, в командировку, на важную встречу. И у нас есть естественное волнение, связанное с самим путешествием: не забыли ли мы что-то важное, всё ли выключили дома, успеем ли на регистрацию, как пройдёт поездка.
Это волнение накладывается на лёгкую тревожность перед полётом — и усиливает её. В результате мы приходим в аэропорт уже в состоянии повышенной настороженности, что делает нас более восприимчивыми к любым страхам. Наша нервная система уже активирована, и любой дополнительный триггер (объявление о задержке рейса, турбулентность) воспринимается гораздо острее. У людей с аэрофобией этот эффект выражен особенно сильно.
Симптомы аэрофобии делятся на физические, эмоциональные и поведенческие проявления. Признаки аэрофобии могут начаться за недели до полёта или проявиться непосредственно в самолёте. Важно знать симптомы аэрофобии, чтобы вовремя с ними работать.
Когда человек с аэрофобией думает о полёте или находится в самолёте, тело реагирует как на реальную опасность: Физические симптомы аэрофобии включают:
Эмоциональные проявления аэрофобии не менее изнурительны, чем физические:
Люди с аэрофобией часто демонстрируют избегающее поведение:
Эти симптомы — не признак слабости. Это естественная реакция нервной системы на воспринимаемую угрозу. И с симптомами аэрофобии можно работать.
Турбулентность — один из главных триггеров аэрофобии. То, чего боятся практически все люди со страхом полётов. Когда самолёт начинает трясти, многие впадают в панику. Разберёмся, что реально происходит и почему это так пугает людей с аэрофобией.
На самом деле, турбулентность — это просто воздушные потоки разной температуры, плотности и скорости. Воздух не однороден. Есть холодные и тёплые массы, есть зоны с разным давлением, есть восходящие и нисходящие потоки. Когда самолёт проходит через границы этих зон, он испытывает толчки и покачивания. Иногда она бывает настолько сильной, что люди могут «выпрыгивать» из кресел. Именно поэтому рекомендуется пристёгиваться.
Представьте лодку, плывущую по озеру. Когда вода спокойная — лодка движется ровно. Когда появляются волны — лодку начинает качать. Но лодка не тонет от этого, она просто движется по волнам. То же самое происходит с самолётом — он летит через «волны» воздуха.
Самолёты строятся с огромным запасом прочности. Их испытывают на нагрузки в 2 раза больше, чем может дать любая, даже самая сильная турбулентность. Крылья специально делают гибкими — они могут сгибаться на несколько метров во время полёта. Это не баг, а фича — гибкость поглощает нагрузку и защищает конструкцию.
Для самолёта турбулентность — абсолютно штатная ситуация, но не для нашего разума. Для людей с аэрофобией турбулентность становится настоящим испытанием.
Турбулентность активирует сразу несколько наших страхов, особенно у людей с аэрофобией:
Потеря контроля. Мы сидим, нас трясёт, мы ничего не можем сделать. Мы не управляем ситуацией. Для тревожных людей и тех, кто страдает аэрофобией, это один из самых сильных триггеров — ощущение полной беспомощности.
Непонимание происходящего. Мы не видим эти воздушные потоки. Мы не понимаем, что именно сейчас происходит с самолётом. Наш мозг не любит неопределённость — она воспринимается как угроза. При аэрофобии эта неопределённость усиливает панику в разы.
Интерпретация тряски как опасности. Наш мозг устроен так: если тело трясёт — значит, что-то не так. На земле тряска обычно означает что-то плохое (землетрясение, авария). В самолёте мозг применяет ту же логику и включает сигнал тревоги.
Сравнение с другими видами транспорта. В машине тоже трясёт на плохой дороге, но мы почти не боимся — мы видим дорогу, понимаем причину тряски, и главное — можем притормозить или остановиться. У нас есть контроль. В самолёте всего этого нет, что особенно тяжело переносится при аэрофобии.
Отсутствие привычного опыта. Большинство людей летает редко — раз-два в год. Для нашего мозга турбулентность — это новый, незнакомый опыт. А незнакомое всегда кажется более опасным, чем привычное.
Пилоты, которые летают постоянно, относятся к турбулентности совершенно спокойно. Для них это рутина, как для водителя — яма на дороге. У них нет аэрофобии, потому что есть понимание и опыт.
Ещё один страх — «воздушные ямы», когда самолёт резко проваливается вниз. В эти моменты реально останавливается сердце, возникает ощущение падения. Разберёмся, что это такое на самом деле. Для людей с аэрофобией воздушные ямы — это один из самых пугающих моментов полёта.
«Воздушная яма» — это миф. Никаких дыр или пустот в воздухе не существует. Воздух есть везде, просто в разных состояниях.
То, что мы ощущаем как «провал» — это резкая смена воздушных потоков. Например, самолёт летел в восходящем потоке воздуха (он как бы подталкивал самолёт снизу), и вдруг попал в нисходящий поток или в зону спокойного воздуха. Подпора исчезла — и самолёт на мгновение теряет часть высоты.
Реально самолёт может снизиться на несколько метров, максимум на 10-20 метров в очень сильную болтанку. Но если учесть, что самолёт летит на высоте 10 000 метров, то потеря 10-20 метров — это капля в море. Самолёт не падает, не теряет управление, не разваливается.
Главная проблема в том, что наш мозг интерпретирует это ощущение короткой невесомости + отсутствие визуального контроля как смертельную опасность. Срабатывает древний инстинкт: «Я падаю — сейчас ударюсь о землю — это конец». При аэрофобии эта реакция особенно сильна.
Хотя реально ничего не угрожает. Самолёт летит, пилоты управляют, все системы работают. Просто наше тело испытало непривычное ощущение и подало сигнал тревоги.
При планировании полёта пилоты стараются облетать зоны, где возможно большое количество таких ям или высокая турбулентность. Не для самолёта, а для пассажиров — многие не пристёгиваются и у них могут быть травмы. Внезапное снижение на 10 метров вниз означает, что пассажир «подпрыгнет» вверх на это же расстояние. Если он был не пристёгнут, то возможны серьёзные травмы шеи из-за удара о потолок самолёта.
Один из самых распространённых страхов при аэрофобии: «А если у самолёта что-то оторвётся?» Люди боятся, что крыло может отвалиться, хвост оторваться, что-то взорвётся.
Теоретически — да, в истории авиации были случаи разрушения конструкции в полёте. Но это исключительно редкие ситуации, связанные либо с серьёзными конструктивными дефектами, либо с экстремальными условиями (например, попадание в зону вулканического пепла, взрыв на борту, столкновение с препятствием).
Важно понимать: каждая такая катастрофа тщательно расследуется, причина устраняется во всей мировой авиации. Авиация учится на ошибках. То, что привело к катастрофе 20 лет назад, сейчас просто невозможно благодаря новым технологиям, процедурам и стандартам безопасности.
Современные самолёты проходят жесточайшие испытания перед допуском к эксплуатации:
Испытания на прочность. Крылья гнут до предела — буквально берут и сгибают их вверх с огромной силой. Самолёты Boeing и Airbus выдерживают нагрузки в 2 раза больше, чем может возникнуть в самом экстремальном полёте. Есть видео этих испытаний — крыло сгибается на несколько метров, и всё равно держится.
Многократное дублирование систем. Каждая критически важная система продублирована несколько раз. Если отказывает одна — включается резервная. Если отказывает и она — есть ещё одна. Вероятность отказа всех систем одновременно стремится к нулю.
Регулярные проверки. Самолёты проходят техническое обслуживание после каждого определённого количества полётов или часов налёта. Проверяется всё — от двигателей до заклёпок. Малейший дефект выявляется и устраняется.
Способность лететь с отказами. Самолёт может продолжить полёт даже при серьёзных неполадках. Если откажет один двигатель — второй продолжит работу, самолёт спокойно долетит до аэропорта. Даже если откажут оба двигателя (что невероятно маловероятно) — самолёт превращается в планер и может планировать десятки километров, чтобы дотянуть до аэропорта. Он не падает, подобно камню, а плавно планирует.
Но психологически мы цепляемся за те редкие катастрофы, о которых слышали. Наш мозг устроен так: один яркий негативный случай перевешивает миллионы благополучных авиаперелётов. Это один из механизмов поддержания аэрофобии.
Вы читаете о том, как 30 лет назад у самолёта оторвался хвост — и этот образ застревает в памяти. А то, что с тех пор миллионы самолётов безопасно пролетели миллиарды километров — это не создаёт ярких образов, это скучная статистика.
Понимание физиологии страха помогает осознать: аэрофобия — это не «слабость характера», а естественная реакция организма. Физиология аэрофобии такая же, как и у других тревожных расстройств.
Когда мы думаем о полёте или находимся в самолёте, активируется древняя система «бей или беги». Мозг воспринимает ситуацию как угрозу и запускает каскад реакций. При аэрофобии эти реакции особенно интенсивны:
Все эти реакции нормальны. Проблема в том, что в самолёте мы не можем ни драться, ни бежать. Энергия накапливается, создавая ещё больше напряжения. Это усиливает проявления аэрофобии и создаёт порочный круг.
Теперь от теории переходим к практике. И сначала о том, какие ошибки можно совершить при попытке справиться с аэрофобией.
Бесполезно пытаться переубедить себя, что такая махина может летать. Многие люди с аэрофобией пытаются победить страх логикой — это не работает.
«Самолёт безопаснее машины в 100 раз. Статистика это доказывает». Вы киваете, понимаете логически. И всё равно боитесь. Аэрофобия не лечится статистикой.
Эволюционно наш мозг настроен не на логику и расчёты, а на эмоциональные образы и личный опыт. Для выживания наших предков было важнее запомнить: «Там в кустах был тигр, и он чуть не съел моего друга» — чем анализировать статистику: «Но в 99.9% случаев в тех кустах тигров нет».
Один яркий случай опасности перевешивал тысячи безопасных ситуаций. Потому что цена ошибки — смерть. Лучше перестраховаться.
Этот механизм работает и сейчас. Вы видите в новостях одну авиакатастрофу — и этот яркий, эмоционально насыщенный образ застревает в памяти. А миллионы безопасных полётов — это скучная, безликая статистика, которая не создаёт ярких образов.
Если у вас был негативный опыт в самолёте (сильная турбулентность, паническая атака, плохое самочувствие) — этот опыт перевешивает любую статистику. Ваш мозг говорит: «Мне было плохо. Я испытал ужас. Это опасно». И никакие цифры не переубедят. Аэрофобия держится на эмоциях, а не на логике.
Если эмоции посылают вам сигнал в виде страха, а вы его не воспринимаете и пытаетесь отвлечься, то эмоция будет только усиливаться. До тех пор, пока вы не обратите на неё пристальное внимание.
Любые отвлечения — лишь временное решение из слабости. Это не лечит аэрофобию, а загоняет страх глубже.
Алкоголь может помочь в короткой перспективе. Он тормозит нервную систему, снижает тревожность, создаёт расслабленность. Для кого-то это единственный способ вообще сесть в самолёт при сильной аэрофобии.
Но есть две серьёзные проблемы:
Риск формирования зависимости. Если вы регулярно решаете проблему страха с помощью алкоголя — ваш мозг запоминает этот паттерн. Страх → алкоголь → облегчение. Формируется условный рефлекс. Постепенно этот паттерн начинает распространяться на другие страхи и стрессовые ситуации. Тревога на работе → выпить. Конфликт в семье → выпить. Любой дискомфорт → выпить. Это прямой путь к алкогольной зависимости. Вы учите свой мозг решать эмоциональные проблемы химией, а не психологическими инструментами.
Повышенная уязвимость для формирования фобий. Под воздействием алкоголя психика становится более уязвимой. Если во время полёта под алкоголем произойдёт что-то пугающее (сильная турбулентность, паническая атака), этот негативный опыт запечатлеется в памяти гораздо сильнее. Парадокс: вы пьёте, чтобы снизить страх полётов, но создаёте условия для формирования ещё более сильной аэрофобии.
Лечение аэрофобии не обязательно требует медикаментов. Существуют эффективные психотерапевтические методы и техники самопомощи. Ниже — 7 проверенных практик, которые помогают побороть аэрофобию и справиться со страхом полётов.
Эти техники основаны на принципах когнитивно-поведенческой терапии и работы с телом. Они помогут вам справиться с паникой в самолёте и снизить предвосхищающую тревогу. Многие люди успешно преодолевают аэрофобию с помощью этих практик.
Системный подход: Если вы хотите освоить эти техники с профессиональным сопровождением и структурированной программой, у нас есть специальный курс по преодолению аэрофобии. В нём вы получите пошаговый план работы со страхом полётов, видеоуроки с практиками и поддержку психолога.
Это основная и самая важная техника при работе с аэрофобией. Принцип простой: расслабленное тело = спокойные мысли.
Когда начинается турбулентность или взлёт/посадка, ваше тело инстинктивно напрягается. Вы сжимаете подлокотники, напрягаете плечи, живот, челюсти. Это естественная реакция на угрозу — тело готовится к борьбе или бегству.
Но в самолёте ни бороться, ни бежать нельзя. И это напряжение только усиливает панику. Напряжённое тело посылает в мозг сигнал: «Опасность! Тревога!» — и мозг раскручивает спираль страха ещё сильнее. При аэрофобии это особенно заметно.
Что делать: Усилием воли расслабьте тело. Именно усилием — потому что оно будет сопротивляться. Отпустите подлокотники. Расслабьте плечи, опустите их вниз. Разожмите челюсти. Расслабьте живот. Дышите в живот, позволяя ему свободно двигаться.
Когда тело расслабляется, мозг получает другой сигнал: «Всё спокойно, угрозы нет». И мысли автоматически приобретают более спокойное течение. Это не магия — это физиология. Состояние тела напрямую влияет на состояние психики. Эта техника — основа работы с аэрофобией.
Если просто расслабиться не получается (паника слишком сильная, аэрофобия в острой фазе), используйте технику Джейкобсона. Это метод глубокого расслабления через напряжение и расслабление мышц.
Как делать:
Усилитель эффекта: Осознавайте каждый шаг. Мысленно проговаривайте: «Сейчас я напрягаю мышцу... держу напряжение... отпускаю... чувствую расслабление». Это переключает внимание с паники на процесс и усиливает эффект релаксации.
Через 10-15 минут такой практики ваше тело будет глубоко расслаблено, а вместе с ним успокоится и разум. Эта техника особенно эффективна при острых проявлениях аэрофобии.
Дыхание — мощнейший инструмент управления состоянием при аэрофобии. Но не всякое дыхание работает. Обычный совет «дыши глубоко» часто не помогает, потому что при панике люди начинают дышать слишком часто и глубоко — это приводит к гипервентиляции и только усиливает тревогу.
Работает другое — очень медленное, осознанное дыхание. Это проверенный способ справиться с острыми симптомами аэрофобии.
Техника ки-дыхания:
Почему это работает: Такое медленное дыхание физически возможно только при расслабленном теле. Если тело напряжено — вы не сможете выдыхать 20 секунд. Поэтому, начиная эту практику, вы поневоле заставляете тело расслабляться. А расслабленное тело, как мы уже знаем, успокаивает разум.
Дышите так 5-10 минут — и паническая атака, вызванная аэрофобией, отступит.
Что делать, если паника начинается не в полёте, а за несколько дней или даже недель до него? Вы не можете нормально спать, постоянно думаете о полёте, читаете про катастрофы (хотя понимаете, что это только ухудшает ситуацию). Это классическое проявление предвосхищающей тревоги при аэрофобии.
Главный принцип психопрактики: не пытайтесь прекратить то, что идёт само собой. Попытки подавить тревогу («Хватит думать об этом! Успокойся!») только усиливают её. Это как попытка не думать о белом медведе — сразу начинаешь думать именно о нём.
Вместо подавления — возьмите контроль над аэрофобией.
Техника:
Почему это работает: Когда вы пишете, вы переводите хаотичные тревожные мысли в структурированный текст. Вы берёте контроль над своими страхами — не подавляете их, а осознанно с ними работаете. После такой «выгрузки» в голове становится спокойнее.
Делайте эту практику каждый день до полёта — и предвосхищающая тревога, характерная для аэрофобии, значительно снизится.
Многих людей с аэрофобией пугает не столько сам полёт, сколько ощущение ловушки. Двери закрылись, выхода нет, ты заперт в металлической трубе. Для людей с клаустрофобией или склонностью к паническим атакам это настоящий кошмар. Часто аэрофобия сопровождается клаустрофобией.
Техника расширения пространства:
Звучит абстрактно, но это работает при аэрофобии. Вы перестаёте чувствовать себя заложником замкнутого пространства. Вместо этого вы становитесь тем, кто «вмещает» это пространство в своё восприятие.
Частый совет людям с аэрофобией: «Отвлекись! Смотри фильм, читай книгу, слушай музыку». Но у многих это не работает. Вы всё равно постоянно прислушиваетесь к звукам двигателя, смотрите на стюардесс, пытаетесь понять по их лицам, всё ли в порядке.
Попытки насильно отвлечься создают внутренний конфликт: часть вас пытается смотреть кино, другая часть паникует и контролирует обстановку. Это только усиливает напряжение и симптомы аэрофобии.
Другой подход — не боритесь с этим. Делайте это осознанно и полностью.
Техника:
Ключевой момент: Ваша задача не концентрироваться на негативе и не искать подтверждения опасности. Задача — усилить внимательность и превратить контроль в осознанное наблюдение.
Это переключает мозг из режима «паника и поиск угрозы» в режим «любопытство и исследование». И это может быть даже интересно. Эта практика помогает при аэрофобии, трансформируя страх в любопытство.
Аэрофобия здесь — лишь симптом более глубокой проблемы. Работать нужно не только с полётами, но с самим страхом потери контроля в жизни в целом. Часто аэрофобия связана с общей потребностью в контроле.
Практика:
Это долгая работа, но она меняет саму основу тревожности. Вы начинаете на опыте понимать: отсутствие тотального контроля не означает катастрофу. Мир продолжает работать. Люди справляются. И вы справляетесь.
И когда эта внутренняя установка меняется — аэрофобия часто уходит сама собой. Потому что полёт перестаёт быть ситуацией абсолютной угрозы.
Можно ли справиться с аэрофобией самостоятельно? Да. Но есть ситуации, когда профессиональное лечение аэрофобии необходимо.
Самостоятельная работа с аэрофобией должна быть не бессистемной попыткой «взять себя в руки», а дисциплинированной практикой. Это значит:
Если спустя это время результата нет или он минимальный — тогда обращайтесь за профессиональным лечением аэрофобии.
Профессиональная помощь при лечении аэрофобии необходима, если:
Психотерапия при аэрофобии, особенно когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), показывает высокую эффективность. Специалист поможет:
Если личная терапия вам недоступна или вы предпочитаете самостоятельную работу с профессиональным сопровождением, рассмотрите вариант структурированного курса по работе с аэрофобией.
Наш курс по преодолению аэрофобии включает:
Курс разработан на основе методов когнитивно-поведенческой терапии и проверенных психологических техник лечения аэрофобии. Вы получаете структуру, которая ведёт вас от точки А (страх полётов) до точки Б (спокойные авиаперелёты) пошагово.
Да, психотерапия — один из самых эффективных методов лечения аэрофобии. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) показывает результаты в 80-90% случаев лечения аэрофобии. Терапевт помогает выявить иррациональные убеждения, проработать травматичный опыт и освоить техники управления тревогой. Обычно для значимого результата в лечении аэрофобии требуется 8-15 сеансов.
Лекарства (успокоительные, транквилизаторы) могут временно снизить симптомы аэрофобии, но не решают проблему. Более того, регулярное использование медикаментов может привести к зависимости. Лекарства допустимы разово, по назначению врача, но для долгосрочного решения проблемы страха полётов нужна работа с причинами аэрофобии через психотерапию или самостоятельные практики.
Подготовка к полёту при аэрофобии включает:
Обычно нет. Без целенаправленной работы аэрофобия склонна усиливаться из-за избегающего поведения. Чем реже вы летаете, тем сильнее становится страх самолётов. Мозг закрепляет паттерн: «Я избегаю полётов → значит, они действительно опасны». Но при систематической работе (самостоятельной или с психологом) боязнь летать можно полностью преодолеть или снизить проявления аэрофобии до минимального уровня за 2-4 месяца регулярных практик.
Если началась паническая атака во время полёта при аэрофобии:
Паническая атака при аэрофобии не опасна физически, она пройдёт через 10-20 минут максимум. Ваша задача — не усиливать её сопротивлением, а позволить ей пройти волной.
Да, часто аэрофобия и клаустрофобия связаны. Для многих людей страх полётов усиливается из-за ощущения замкнутого пространства в самолёте. Если вы чувствуете панику в лифтах, метро, маленьких помещениях — скорее всего, клаустрофобия вносит вклад в вашу аэрофобию. В этом случае важно работать с обеими фобиями параллельно, используя техники расширения пространства и постепенной экспозиции к замкнутым пространствам. Комплексный подход к лечению аэрофобии и клаустрофобии даёт лучшие результаты.
Аэрофобия — это не про реальную опасность полётов. Статистика однозначна: самолёт — самый безопасный транспорт. Аэрофобия — это один из видов фобических расстройств, связанный с нашей психологией, а не с реальными рисками авиаперелётов. Аэрофобия — это один из видов фобических расстройств, связанный с нашей психологией, а не с реальными рисками авиаперелётов.
Аэрофобия — это про:
Но всё это решаемо. Аэрофобия поддаётся коррекции.
Через работу с телом вы учитесь расслабляться вместо напряжения. Через дыхательные техники вы обретаете инструмент быстрого успокоения при проявлениях аэрофобии. Через практику осознанного наблюдения вы превращаете контроль в любопытство. Через тренировку отпускания контроля в жизни вы меняете саму основу тревожности, которая питает аэрофобию.
Главный принцип преодоления аэрофобии: Не боритесь со страхом полётов. Берите его под контроль и работайте с ним осознанно.
Страх — это не враг. Это сигнал. И когда вы учитесь правильно с ним работать — он перестаёт быть проблемой. Аэрофобия может стать частью прошлого.
Готовы преодолеть аэрофобию системно?
Если вы хотите проработать боязнь летать с помощью структурированной программы и поддержки специалистов — присоединяйтесь к нашему курсу по преодолению аэрофобии.
В курсе по лечению аэрофобии вы получите: