Первый шаг из депрессии

Первый шаг — это всегда сначала признать и правильно определить проблему. Невозможно бороться с невидимым «врагом». А значит, невозможно его победить.

В контексте данной статьи, первый шаг — распознать депрессию. Понять, что это не плохое настроение, не скука и не “все от безделья”, не временная апатия (которая тоже так просто не возникает, но все же это не настоящая депрессия). Которая сама так просто не закончится. Которая держит в себе, как вязкая, черная, беспросветная трясина. Ты вроде пытаешься барахтаться в ней, делаешь какие-то телодвижения, чтобы “выбраться на берег”, кому-то жалуешься, читаешь умные психологические статьи, собираешь волю в кулак и записываешься на фитнес, или танцы, тащишь себя в театр, на выставку, потусить с друзьями…но она оказывается сильнее. Все равно сильнее. И накрывает полной безысходностью, упадком сил, опустошением, страхами и потерей смысла жизни, одиночеством и ненужностью. Иногда выход из подобного состояния отчаяния и пустоты находится только один…из этой жизни.

Депрессия — это нарушение биохимии мозга

Что происходит в это время с мозгом? Ведь это мозг нам транслирует разные пессимистичные картинки и сценарии. А с мозгом вот что. Нарушается работа тех областей коры головного мозга, которые отвечают за «удержание» приятных эмоций от позитивных воспоминаний и за эмоции от ожиданий чего-то приятного. Как будто эмоции «обесцвечиваются и тускнеют», как в событиях прошлого, так и в картинках будущего. Зато области, отвечающие за «удержание» негативных эмоций, работают мощно, ярко и постоянно. Поэтому идея «все плохо и выхода из этого нет» воспринимается как объективный факт.

Нарушается биохимия мозга, то есть перестают в нужной дозе вырабатываться те гормоны, которые отвечают за хорошее настроение, позитив, оптимизм, счастье, то есть серотонин и эндорфин. И никакой логический подход и разумные советы не работают при настоящей, клинической депрессии.

Поэтому ее важно распознать, у себя или у своих близких. А уже потом искать причины и способы выхода.

Как в эту пренеприятнейшую «штуку» влетают? Почему один человек, несмотря на потери, неудачи, проблемы «погрустил, позлился, встал, отряхнулся и пошел дальше», а другой безвольно и неконтролируемо падает в депрессивную яму и не может противостоять этому?

Генетический фактор

Первый фактор — генетическая предрасположенность. То есть депрессия эндогенная. Да, она есть. Существуют наследуемые ДНК, которые отвечают за склонность к депрессии. Но это не гарантирует, что депрессия таки будет. Это именно предрасположенность. Вероятность, что предрасположенность сработает в течение жизни, достаточно высока.

То есть депрессия может начать манифестировать, «включиться» после какого-либо, даже объективно не очень значимого и стрессового события. Генетическая составляющая бывает решающей в развитии депрессии, но не всегда определяющей. Факторы воспитания, окружающей среды, собственной осознанности и других каких-то внутренних своих механизмов не менее важны и могут противостоять предрасположенности. Увы, не всегда, но часто.

Депрессию, в основе которой лежит генетическая предрасположенность, называют эндогенной и механизмы ее изучены пока еще недостаточно хорошо. Слишком много вариативности и условий для ее проявления.

Стрессовый фактор

Второй фактор — сильные стрессовые, то есть эмоционально негативные нагрузки на психику, реакция на отрицательные внешние факторы и события. Это могут быть стрессы и глубокие переживания в течение длительного времени, но может произойти и один, но громадной разрушительной силы стресс (в любой области жизни). И бывает, что да, психика не выдерживает. И ломается. Стрессоустойчивость у людей разная. Где один всего лишь «прогнется» под ударами судьбы, чтобы потом постепенно восстановиться, там другой «сломается» до невроза и депрессии. Такой вид депрессии называется психогенной или экзогенной. То есть первична психологическая, а не генетическая составляющая. И это наиболее распространенная причина депрессии.

Третий фактор — соматогенная депрессия, но в данной статье мы ее рассматривать не будем, так как в основе ее лежит какое-либо конкретное физическое заболевание тела, нарушение функционирования организма. Например, травма головы. Или как побочка на фоне приема каких-либо лекарств. Тогда, естественно, устранять надо первопричину.

Выбор медикаментозной терапии

Когда стоит прибегать к медикаментозному лечению? И иногда не просто стоит, а необходимо? При острых состояниях, когда буквально «промедление смерти подобно», когда надо вывести как можно быстрее из «пике». И потом уже решать по ситуации, нужна ли психотерапия.

При часто повторяющихся рецидивах (быстроцикличности), происходящих при биполярном расстройстве, которое еще именуют маниакально-депрессивном психозом (на данный момент это определение уже потеряло свою актуальность). То есть при определении лечения всегда надо учитывать глубину психоэмоциональных нарушений, их природу, осознанность человека и его готовность идти тем или иным путем. Иногда после курса медикаментозной терапии человек выходит из депрессии и более туда «не возвращается».

Степень осознанности депрессивных клиентов бывает совершенно разной, вплоть до полной потери чувства реальности, невозможности аналитического осмысления своей болезни. Также верно и то, что человек может совершенно объективно оценивать свое состояние. Не буду углубляться в психиатрическую составляющую депрессии, так как я все-таки психолог-психотерапевт. Поэтому психиатрам оставим психиатрово. Но во время своей практики я, конечно, сталкивалась с разными проявлениями депрессии различной тяжести и происхождения.

Выбор психологической терапии

Когда, с моей точки зрения, медикаментозное лечение не только бесполезно, но и откровенно вредно? В основном, при психогенной депрессии. Для того, чтобы реально избавиться от депрессии, и что важно — от ее рецидивов, нужно работать очень глубоко и тщательно с психотравмами, с общим мировосприятием и миромоделью, которые послужили основой для возникновения депрессии.

Лекарства в лучшем случае «сглаживают» проявления тревоги, уменьшают степень любых негативных реакций на внешние стимулы и на собственные отрицательные ожидания. Бывает, что антидепрессанты не оказывают должного ожидаемого эффекта, а «тяжелая артиллерия» наоборот, еще больше понижает эмоциональный фон. То есть, в худшем случае, — степень тревоги и подавленности увеличивается, усугубляя состояние вплоть до суицидальных мыслей. Как я уже сказала, в случае психогенной депрессии только в очень «острых» моментах я бы советовала прибегнуть к быстрому купированию симптомов, чтобы потом продолжать психотерапевтическую работу, убирая и «демонтируя» первопричину.

Абсолютно точно могу сказать, что этот вид депрессии очень часто берет начало в совсем маленьком возрасте, там, где формируется осознание себя и окружающего мира, где закладываются первичные убеждения. Потери, проигрыши и неудачи, ощущения нелюбви и ненужности, нереализация потребностей, отсутствие значимых целей и интересов, неумение получать удовольствие и так далее, и тому подобное — все это, как правило, имеет первоисточник в детстве, постоянно «складируется» и фиксируется в нашем подсознании, и как «подводная часть» айсберга, подтачивает психику медленно и верно, приводя постепенно к депрессии, неврозам и психозам.

Но бывает и так, что какая-либо сильнейшая психотравма «ломает» уже состоявшуюся в своей основе личность в любом возрасте. И если депрессия вызвана глубинными психологическими деструктивными состояниями и реакциями, то медикаментозное лечение никак изменить внутреннюю структуру не сможет. Например, если низкая самооценка не дает реализовать значимые потребности и, вследствие этого, возникает стойкое понижение эмоционального состояния , то какие лекарства, минуя серьезную работу над собой, позволят изменить положение вещей?

Послеродовая депрессия

Существует еще такой вид депрессивного расстройства, как послеродовая депрессия, которая встречается достаточно часто. Помимо постоянного подавленного состояния этот вид расстройства чаще всего сопровождается чувством вины по отношению к ребенку. Депрессия настолько отнимает все силы и эмоции, что женщина не может радоваться материнству, не может любить своего ребенка так, как ей кажется, надо любить. По большому счету, ей хочется находиться в полной пустоте и бездействии, чтобы все оставили ее в покое, никого не слышать и не видеть, и не быть никому ничего должной. А ребенок требует, плачет… лечь и закрыться с головой одеялом нельзя, надо преодолевать себя изо дня в день, из часа в час. Раздражение, жутчайшая подавленность, утомление, безысходность и вина копятся и копятся, порождая иногда буквально невыносимые страдания.

Причины послеродовой депрессии

Что же провоцирует послеродовую депрессию?

Ну, во-первых, разбалансировка гормонов. Ведь при депрессии нарушается выработка «гормонов счастья» и женщина просто не в состоянии радоваться жизни в принципе, даже если ребенок был желанным. И вполне вероятно, что перестраиваясь после родов, гормональный баланс дал сбой.

Второй фактор — это психологическая неподготовленность к жизни с ребенком, к изменениям, к трудностям, к взрослой жизни в целом. То есть когда к этому новому этапу женщина оказалась не готова, а «фарш обратно не прокрутишь». Психологическая незрелость, внутренняя неготовность взять на себя ответственность за произошедшие жизненные изменения — тоже достаточно частый фактор появления депрессии.

Действительно ли на молодую маму сваливается груз неподъемных задач и проблем (например, если ребенок очень беспокойный, больной, или она оказывается в крайне стесненных обстоятельствах, или ее угнетает количество объективно бытовых сложностей), или это ее внутреннее субъективное ощущение при внешнем благополучии — бывает совершенно по-разному, но, увы, никакое логическое понимание ситуации никогда не приводит к ликвидации сильных психоэмоциональных расстройств.

Третий фактор опять-таки генетический. Если есть склонность к депрессии, то манифестировать от сильных потрясений как психологических, так и физических, она вполне себе в состоянии. А беременность, роды, длительная усталость или любое резкое изменение уклада жизни для неустойчивой психики реально можно назвать стрессами.

Так что вот такие основные причины послеродовой депрессии. Конечно, можно считать, что «оно само пройдет», но практика показывает, что эта идея неоправданно оптимистична во многих случаях. Да, сама психика может нормализоваться со временем. А может не пройти и через несколько лет. А может в один совсем не прекрасный момент женщина решит прервать свои внутренние страдания раз и навсегда…. Первопричины у всех разные, гибкость психики и стрессоустойчивость разная, и ту же активированную генетическую предрасположенность так просто уже не «выключишь».

Что еще я бы хотела сказать о депрессии, не вдаваясь глубоко в медицину? То, что депрессия часто служит причиной психосоматических проявлений. Например, головных болей, болей в сердце, мышечной слабости, нарушений сна, снижения иммунитета.

К сожалению, люди часто выбирают более легкий и короткий, по их мнению, путь. Ведь психотерапия — очень скрупулезная, требующая больших эмоциональных затрат и внутренних ресурсов работа, целенаправленная и ответственная. Не все и не всегда к этому готовы. Не все и не всегда хотят действительно «заглянуть» в глубины устройства своей личности, переживая заново все этапы формирования своего «Я». Но это реально самый эффективный путь, приводящий к глобальным изменениям.

Комментарии


Создано при поддержке Ролевой динамики и теории игр, при помощи WordPress и Gatsby