Индивидуальная работа или тренинг

В настоящее время наука психология переживает, можно сказать, свой «ренессанс» и обращаться к психологу, психотерапевту или проходить какой-нибудь тренинг становится нормальным явлением и даже в чем-то модным. В этой статье я решила обсудить вопрос индивидуальной работы и массовой, то есть тренингов. Как говорится — что, где, когда? И что самое важное — кому? С этого и начну.

Тренинг — для психологически стабильных

Тренинг, как не покажется кому-нибудь странным, подходит тому, кто в должной мере психологически стабилен и здоров. Но как показывает практика, различного вида тренинги посещает очень большой процент людей с тяжёлыми расстройствами психики, которым иногда требуется даже не психологическое, а психиатрическое лечение и уж никак не тренинг.

Но основную массу составляют те, кто имеет внутренние проблемы восприятия себя и окружающего мира, мешающие чувствовать себя удовлетворёнными, спокойными, уверенными и счастливыми в этой жизни в разных аспектах бытия. И надеющиеся, что тренинг поможет им измениться и, соответственно, изменить свою жизнь. Но в большинстве случаев никакой тренинг не даёт таких кардинальных результатов. Почему? Потому, что тренинг — это очень усреднённый и поверхностный подход, не предназначенный для проработки конкретно проблем индивидуума.

Индивидуальная работа — для серьезных внутренних проблем

Кардинальные изменения происходят тогда, когда человек вскрыл, «вскопнул» источник своих проблем, нашел первоисточник своих установок и очень тщательно их проработал. У всех людей на тренинге разные первоисточники, хотя вершина айсберга может казаться идентичной. Но то, что скрыто в «подводной части», — у всех разное. Копий ни у кого нет. Каждый человек — индивидуальный микрокосмос. Психика имеет одни законы, да, но рисунок внутренних пазлов сложен у всех по-своему. И никакой тренинг не предназначен в этом тщательно разбираться.

Да, когда проводятся любые массовые мероприятия, связанные с проработкой тела и психики (медитации, восточные практики и т.п.), то точно так же могут возникнуть у некоторых неожиданные и неконтролируемые психоэмоциональные и психофизические реакции. Если наше тело начинает получать неизвестный опыт, активно прорабатывать телесные зажимы и блоки, если внимание концентрируется на теле больше, чем обычно, и по-другому, то это все может активировать неосознанное в нашей психике. Наше физика напрямую связана с эмоциональной составляющей, недаром существует такое понятие, как «психосоматика». В этом нет ничего страшного, тренинги такие все равно будут происходить, большинству они нужны и полезны. Просто это надо знать и учитывать.

Самое полезное, что может произойти, — это выявление проблемы, как бы «поднятие» из области неосознанного в область осознания. И это в лучшем случае. Так как человеку, находящемуся внутри своей миромодели, крайне сложно действительно выйти из нее и посмотреть объективно и непредвзято, без призмы своих убеждений и эмоций. Даже если многим кажется, что они это делают. Талантливый тренер может поспособствовать, подвести к действительному пониманию существования проблемы в какой-либо области. И то, не всех. У каждого присутствующего на тренинге разные уровни реальности, гибкости или ригидности мышления, разная быстрота обработки информации, свой индивидуальный «язык» восприятия…

Возможные «побочки» тренинга

Самое неприятное, что может произойти, — это ухудшение состояния и…ну и все. Особенно, если психика нестабильна. Совершенно неконтролируемо и реактивно какая-либо техника, массовое упражнение, практический прием могут активировать глубинную психотравмирующую эмоцию, «вызвать к жизни», запустить негативную подсознательную реакцию в индивидууме. Наверняка многие, кто проходил тренинги, наблюдал подобные явления. Когда человек впадал вдруг в истерию, агрессию, слезы…часто вообще не осознавая причин. Или после тренинга, аналогично «пострессовому синдрому», вдруг может охватить деструктивное состояние. В таких ситуациях нужно «брать и работать», серьезно разбираться, но тренинг для этого не предназначен. И каждому уделить пристальное и долгое внимание невозможно. И чем больше и глубже психотравмирующая область, чем невротичнее человек и слабее у него стрессоустойчивость, тем меньше у него уровень осознанности и контроля над тем, что происходит с ним на тренинге.

Поэтому, чем проблемнее психика, тем меньше подходит такая массовая работа. Начинать надо с глубокой индивидуальной работы над собой. А чем здоровее и стабильнее, тем вероятнее тренинг может реально стать толчком к дальнейшим изменениям, к еще большей жизненной продуктивности, послужить ступенью для внутреннего роста. То есть вид психологической работы определяется текущим состоянием.

Комментарии


Создано при поддержке Ролевой динамики и теории игр, при помощи WordPress и Gatsby