Дайджест исследований — октябрь 2024

Моё утро начинается с кофе и с просмотра исследований за прошедшие сутки. Интересные я собираю в такой дайджест.

Модель ИИ, имитирующая выбор человеком

https://osf.io/preprints/psyarxiv/d6jeb
Разработка новой модель искусственного интеллекта, названного Centaur, который имитирует поведение (выбор) человека с высокой долей правдивости. Создано на основе нейронки Llama.

Физическая активность и компьютерные игры в связи с психическим здоровьем и когнитивными функциями

https://osf.io/preprints/psyarxiv/hdj9r
Количество регулярных физических нагрузок не было значимо связано ни с одним из показателей когнитивных способностей, однако большая физическая активность ассоциировалась с лучшим психическим здоровьем. И наоборот, мы обнаружили, что больше времени, проведенного за видеоиграми, было связано с улучшением когнитивных показателей, но не было связано с психическим здоровьем. Мы пришли к выводу, что физические упражнения и видеоигры оказывают различное воздействие на мозг, что может помочь людям выбирать образ жизни для укрепления психического и когнитивного здоровья, соответственно, на протяжении всей жизни.

Тест TRPI

https://osf.io/preprints/psyarxiv/mry6h
Типы личности по реакции на травму (TRPI) — инновационный тест, который предлагает комплексное понимание личности через призму реакции на травму, когнитивных функций и межличностной динамики. Выходя за рамки традиционных моделей личности, таких как индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI), TRPI показывает, как люди взаимодействуют с окружающей средой и самими собой:

  • Борьба
  • Замирание
  • Быть жертвой
  • Убегание

Осознанные сновидения

https://osf.io/preprints/psyarxiv/b8zf6

Частота осознанных сновидений и знания о них связаны. Были отмечены различия между группами по возрасту, воспоминаниям о снах и убеждениям, связанным с осознанными сновидениями. Наиболее широко используемыми техниками оказались WBTB, MILD и WILD.

Газлайтинг

https://osf.io/preprints/psyarxiv/ypc25
Газлайтинг — вид межличностного манипулирования, чтобы заставить человека чувствовать себя «сумасшедшим» или сомневаться в своих воспоминаниях.

Сообщается, что чаще всего виновниками газлайтинга становятся романтические партнеры, и как благоприятные (например, осознание того, что человеком манипулируют), так и пагубные (например, сомнение в себе) последствия переживания газлайтинга оказываются долговременными.

Подробное исследование этого явления.

Счастье и доход

https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.2322160121
Выявлен резкий рост счастья от дохода до 100 000 $ в год (в США) и слабый рост при доходах выше.

Живое общение — дефицитный предмет роскоши

https://osf.io/preprints/psyarxiv/8caxf
В цифровую эпоху услуги, предлагающие человеческий контакт, ценятся больше, чем их цифровой эквивалент, и люди с более высоким уровнем дохода готовы платить за них больше. Переход к цифровым технологиям может привести к появлению новой формы неравенства — неравенства в доступе к человеческому общению

Нескучные телефоны увеличивают скуку

https://osf.io/preprints/psyarxiv/934wj
Смартфоны произвели революцию. Сейчас нам доступны развлечения и информация буквально ежесекундно.

Люди «ныряют» в телефон при любом намёке на скуку. Можно было бы ожидать резкое снижение этого ощущения, но факты говорят о другом.

Скука усиливается при использовании смартфонов! Исследования показывают связь между частотой использования телефона и хроническим ощущением скуки.

Предполагается, что цифровые медиа заставляют людей скучать еще больше за счет разделения внимания, повышения желаемого уровня вовлеченности, снижения чувства значимости, повышения стоимости возможностей, а также сохранения неэффективной стратегии преодоления скуки.

Потеря автономии при общении

https://osf.io/preprints/psyarxiv/usp74
Одиночество даёт чувство большей автономии, чем при наличии общения.
Однако партнер по взаимодействию имеет значение: люди сообщают о более высокой автономии во время взаимодействия с романтическими партнерами по сравнению с одиночеством.

Кластеры положительный эмоций

https://osf.io/preprints/psyarxiv/eya92
Есть разные подходы в определении положительных эмоций, от концепции «расширение и создание» и до функционального.

В исследовании анализировали работы по эмоциям, выделив список наиболее часто встречающихся и организовав их в кластеры:

  1. Безмятежно-удовлетворённый: довольство, удовлетворение, ностальгия, безмятежность, спокойствие, расслабление и облегчение.
  2. Сочувственно-благодарный: сочувствие, сопереживание, сострадание, доверие, признательность, уважение, благодарность и смирение.
  3. Удовольственно-вовлеченный: веселье, радость, восторг, бодрость, энтузиазм, наслаждение, счастье и удовольствие.
  4. Ласково-страстный: привязанность, любовь, романтическая любовь, забота, привязанность, нежность, восхищение, желание, вожделение.
  5. Уверенно-неожиданный: гордость, уверенность, удивление, триумф и волнение.
  6. Оптимистично-вдохновляющий: возбуждение, вдохновение, благоговение, удивление, интерес, любопытство, надежда, ожидание, оптимизм и воодушевление.

Почему ценность денег не связана с общепринятыми социальными соглашениями или существующими торговыми системами?

https://osf.io/preprints/psyarxiv/phsv3
Существуют разные способы объяснить, зачем нам нужны деньги, но все они, по сути, зависят от понятий, таких как «доверие», «общая договоренность» и других абстрактных идей. Например, мы считаем деньги ценными, потому что они помогают нам обмениваться товарами и услугами. Однако, в основе всей этой системы лежит более сложный процесс. Деньги, наше желание их иметь и способы обмена создаются естественным образом из взаимодействия людей и принципов естественного отбора. Это происходит на основе реальной ценности и может продолжаться снова и снова, даже если какая-то группа людей решит, что деньги или золото не имеют ценности.

Изучение стратегий улучшения сна с акцентом на использование музыки

https://osf.io/preprints/psyarxiv/2rc4a
Исследование показало, что наиболее распространенными стратегиями являются «соблюдение распорядка дня» (73%), «сокращение потребления кофеина во второй половине дня/вечером» (65%) и «снижение температуры в спальне» (62%). Люди с бессонницей использовали значительно больше стратегий по сравнению с теми, кто не страдает бессонницей. Среди участников исследования 29% сообщили, что используют музыку для для сна, причем 4,5 % использовали музыку почти ежедневно.

Комментарии


Создано при поддержке Ролевой динамики и теории игр, при помощи WordPress и Gatsby